Научно-методическая работа

Осенние каникулы 2021 года.

Все мероприятия на каникулах проведены в строгом соответствии с требованиями санитарной безопасности.

В соответствии с планом работы состоялось заседание педагогического Совета, в повестку которого были вынесены три вопроса:

1. Метапредметный подход к обучению как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ГОСО. С докладом по данному вопросу выступил директор школы Печенин А.В.

пс1

2. О развитии универсальных учебных действий и компетенций на уроках казахского, русского и английского языков в 9-11 классах рассказали Тусупова Н.Т., Ямшанова А.Г., Каминская Ю.Н.

пс3 пс4

3. С анализом успеваемости и качества знаний учащихся по итогам первой четверти выступила первый заместитель директора Чалапко Л.М.

пс5

На научно-практической конференции педагоги обменялись опытом работы, приняли участие в обсуждении предложенных педагогами сообщений об опыте своей работы.

На заседаниях Методических объединений учителей и кураторов обсуждались текущие вопросы учебно-воспитательного процесса.

Участники постоянно действующего семинара расширили свои познания в вопросах практического применения современных  инновационных технологий в процессе преподавания своих предметных дисциплин.

Метапредметное обучение в школе

Мудр тот, кто знает не многое, а нужное. Эсхил.

 Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов информационно-коммуникативными  технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса.  Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».  В современной педагогике выделяются следующие основополагающие понятия метапредметности в образовании.

-Предметные результаты – выражаются в усвоении обучаемыми  конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.-Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия 1.познавательные, 2. регулятивные

Регулятивные действия – это все действия, связанные с организацией процесса. К ним относятся и способность ставить цели, и способность придумывать план для их достижения, а также умение вносить в план изменения при необходимости.

  1. коммуникативные,
  2. По определению В. А. Тищенко коммуникативные учебные действия – «это владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и общества», обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими  основу умения учиться.
  3. Метапредметное содержание (по А.В.Хуторскому),  есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления». Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».
  4. Метапредметность подразумевает обучение детей приемам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, которые могут и должны использоваться не только при изучении различных дисциплин, но и во внешкольной жизни.
  5. Метапредметность  нацелена на то, чтобы ребенок и учитель понимали, как все, что изучается, можно применить в реальной жизни. Это своеобразный способ мышления, который позволяет получить универсальные знания как ключ,  в том числе и к предметным знаниям. Когда мы в жизни сталкиваемся с какой-то проблемой или задачей, нам же важно не просто помнить наизусть справочник или словарь, но и понимать, что из наших знаний может пригодиться. Поэтому очень важно давать детям не только сухие факты и формулы, но и компетенции, гибкие навыки, которые помогут им справляться с задачами, применяя свой креативный потенциал.
  6. Метапредметность подразумевает интеграцию содержания образования и направлена на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, направлена на  получение им представлений о целостной картине мира. Метапредметность отличается от межпредметности Часто даже в педагогической среде возникает путаница в понятиях «межпредметность» и «метапредметность». Возможно, от того, что понятия эти абстрактны, несколько размыты и сложны для восприятия. Межпредметность можно определить как объединение неких пограничных, смежных явлений из различных предметных областей, в то время как метапредметность – это обращение к основам предмета, его изначальному смыслу, что в теории ведет к целостному образному восприятию мира, к универсальной надпредметной деятельности. Метапредметность, в первую очередь, способ мышления и получения универсального знания, не привязанного к отдельным предметам и в тоже время включающий их.

Метапредметное обучение Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно переработать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях. Метапредметный подход подразумевает промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета; образовательную деятельность по переоткрыванию знаний на разном учебном материале; рефлексивную деятельность обучающихся. Метапредметный подход – обучение обобщенным способам работы с любым предметным материалом: понятием, схемой, моделью и т.п. и связаным с жизненными ситуациями. Метапредметность в казахстанской педагогике представлена слабее, чем в российской. В России уже давно существует ряд образовательных методик, подходов и технологий, которые включают в себя элементы метапредметного обучения, среди них развивающее обучение Эльконина – Давыдова, мыследеятельностная педагогика, коммуникативная дидактика и др. Значительный вклад в развитие метапредметности внес российский педагог и психолог, профессор Юрий Вячеславович Громыко. В конце прошлого века научная группа под его руководством  разработала технологию обучения, подразумевающая изучение в школе метапредметовМетапредметы– это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности.  Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и на то, как она может выстраиваться в соответствии с двумя позициями. (Интегративное действие (лат. integer – целый) – термин Ч.Шеррингтона, обозначает свойство живого организма действовать ради самообучения и саморазвития. Интегративный подход к обучению: принцип восстановления естественной целостности познавательного процесса на основе установления связей и отношений между искусственно разделенными компонентами педагогического процесса.) Первая. Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи). Вторая. Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии  с логикой формирования определённых способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью. Важно понимать учителю, что перенести метапредмет в стандартный учебно-воспитательный процесс и образовательную практику невозможно. Метапредмет – это образовательная форма, которая основывается на мыследеятельностном типе интеграции учебного материала и выстраивается поверх традиционных школьных дисциплин. Его следует понимать как определённый инструментарий для переориентирования мыслительной деятельности школьников в практической реальности жизни. Метапредметы могут быть реализованы в 2-х форматах: первый – «связки»  между предметами, второй – отдельные учебные курсы. В основе метапредметного подхода знания об объектах не сообщаются ученику в виде готового материала, они добываются каждым учеником в активном взаимодействии или самостоятельно. Метапредметность подразумевет освоение ребенком универсальных учебных действией (метапредметных умений). Универсальные учебные действия (УУД) – это способы осуществления разных видов деятельности, позволяющих учащемуся самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями. К УУД  относятся: обобщение, систематизация, классификация, умение определять цели, планировать, навыки контроля и самооценки, рефлексия собственной деятельности и т д. Усвоение школьниками учебного материала  осуществляется  через решение им той или иной  задачи, проблемной ситуации. Это так называемые метапредметные задания. Большое значение  имеет использование таких заданий, которые предполагают изучение одного вопроса или познание одного объекта с помощью двух и более  образовательных дисциплин. В процессе выполнения метапредметных заданий у ребенка как раз и формируются универсальные учебные действия, которые он сможет использовать не только при освоении разных дисциплин, но и в решении  житейских проблем. Поэтому очень важно, чтобы дети понимали, что именно они осваивают и где помимо школы они могут применять полученные знания и умения Сформированность у школьника  УУД является результатом метапредметного обучения.

Ю. Громыко выделил следующие метапредметы: «Знание», «Знак», «Проблему» и «Задачу». Каждый из них имеет свои цели: «Знак» – формирование у ребят способности схематизации, умения через схемы выражать то, что они понимают,  хотят сказать и сделать. «Знание» – формирование своего блока способностей, в частности, умение работать с понятиями, с системами знаний. «Проблема» – умение организовывать и вести диалог, развитие способностей целеполагания, самоопределения и т.д. «Задача» – решение  задач разных типов  из разных областей знания. Рассмотрим метапредмет «Знак» – это формирование у обучающихся способностей к схематизации. В рамках метапредмета “Знак” у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов. За этими разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием большого объема учебного материала. Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатные графы, Денотатные графы – (от лат. Denoto – обозначаю и греч. Grapho – пишу) – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.  Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак схем «фишбоун» различные техники графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема).  В освоение метаспособов деятельности как процесса мыследеятельности и мыслепознания, происходит при использовании в учебном процессе определенных технологий обучения: развивающего обучения, критического мышления,.

Такая работа позволяет школьникам:  быть свободным в эмоциях и проявлении чувств, проявлять инициативу и творчество в процессе мыслительной деятельности, в создании знака ,схемы, формирует навыки речевой деятельности, формирует умения трансформировать информацию в законченный блок схему или знак, формирует  способы построения  межличностной коммуникации.

Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука). Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является «надпредметной» . Предметная – это любая деятельность с предметом (строю, учу,лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:

  • стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
  • исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
  • проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
  • сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
  • моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем).
  • конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
  • прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

 Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких  или всех учебных предметов обобщённые способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

 Сегодня нам нужны не педагоги-предметники, а метапредметники? В западной школе нет отдельных уроков физики, химии, биологии — есть предмет «наука», и ведет его один учитель. Это конечно, пример метапредметности, но если туда еще добавить искусство и технологию, возможности урока еще больше расширятся. В любом случае, останутся ли учителя предметниками или станут метапредметниками, зависит и от самого педагога, и школы, в которой он работает, и страны в целом. Я думаю, сохранится некоторая специализация учителей в определенных предметах, но роль и принцип работы станут совсем другими. Благодаря интернету сейчас оставаться профессионалом даже в узкой области уже трудно — ребенок может найти в поисковой системе такие вещи, о которых ты еще просто не успел узнать, и это нормально. Задача преподавателя — сделать так, чтобы ребенок умел задавать вопрос, знал, где брать информацию и где ее использовать. Наиболее оптимальным способом использования метапредметности становится внедрение интегрированных курсов или уроков,   применение элементов метапредметности на традиционных занятиях. Примеры раздать педагогам. Таким образом, современная школа предоставляет педагогу возможность использования разных вариантов метапредметности. И, наконец, следует обратить внимание на то, что метапредметная деятельностьность не просто развивает универсальные учебные действия школьников, но и формирует и поддерживает их интерес к изучаемым дисциплинам.

 

Весенние каникулы2021 года

п1

В соответствии с планом работы на весенних каникулах 2021 года прошёл Педагогический совет, на котором был рассмотрен вопрос воспитательной работы в школе как составной части педагогического мастерства в процессе обучения и формирования у школьников высокой нравственности, чувства патриотизма, трудолюбия, самостоятельности. На  педсовете были проанализированы итоги успеваемости и качества знаний за четвёртую четверть. На заседании Методического объединения педагогов старшей школы были рассмотрены плановые вопросы внутришкольного контроля и подготовки к предметной неделе старшей школы. Текущие вопросы работы были рассмотрены на заседании методического объединения начальной школы. Планы воспитательной работы на четвёртую четверть и окончание учебного года были определены на заседании Методического объединения кураторов. Был проведён педагогический консилиум по вопросам выпуска учащихся основной школы и перспективах обучения девятиклассников в старшей школе.

Зимние каникулы 2021 год

В соответствии с планом работы на зимних каникулах были проведены Педагогические консилиумы по первым и пятому классам, заседания Методических объединений педагогов начальной и старшей школы, кураторов; обучающий семинар и Педагогический совет, на котором были рассмотрены вопросы “От педагогического мастерства к качественному образованию” и проанализированы итоги успеваемости и качества знаний учащихся по итогам второй четверти.

Зимние каникулы 2020 год

На зимних каникулах 2020 года в школе проведены педагогические консилиумы по первым и пятому классам, прошли заседания Методических объединений учителей и кураторов, прошёл семинар для учителей школы по разработке заданий к суммативному оцениванию и педагогический Совет по теме “Интегрированный урок как средство повышения качества знаний учащихся: интегрированный урок как основа эффективного и качественного обучения в условиях обновлённого содержания образования”. Были проанализированы успеваемость и качество знаний учащихся за вторую четверть.

педс3 педс4 педс2 педс1

Весенние каникулы 2019 года.

На весенних каникулах в рамках Программы цифровизации педагоги школы работали на практическом семинаре  по совершенствованию своей компьютерной грамотности: осваивали практику работы с видео файлами в программе Pinnakle Studio, работали с техникой конвертирования документов PDF  в doс.Word.

gc1

Педагогический совет школы отрабатывал в контексте обновления школьного образования новые педагогические технологии, направленные на обучение педагогов совершенствованию качества образования через эффективное использование научно-исследовательских навыков обучающихся. Были проанализированы успеваемость и качество знаний за 3 четверть. Рассмотрены вопросы выбора форм промежуточной аттестации учащихся 10 класса. Педагоги были ознакомлены с Положением о системе оценок текущей и промежуточной аттестации, формах и порядке её проведения, положением об организации Государственной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов.

gc2

Состоялся педагогический консилиум по 9 классу. Прошёл постоянно действующий семинар. Состоялись заседания МО учителей и кураторов. Психологический тренинг был посвящён вопросам профессионального выгорания  и профилактике его реабилитации.

gc3

 

Зимние каникулы 2019 года

На зимних каникулах 2019 года были проведены Педагогический консилиум по первым классам, заседания МО учителей и кураторов, постоянно действующий семинар и семинар по информатике , психологический тренинг и Педагогический совет школы.

На педагогическом совете состоялся конструктивный разговор о проблемах насилия над детьми и путях их решения. Психологом Петцке Ю.С. бвли освещены основные виды расстройств поведения учащихся и способы их коррекции. Также на педсовете были проанализированы итоги успеваемости за полугодие и результативность пробного тестирования в 4 и 9 классах в рамках подготовки к ВОУД.  

Психологический тренинг “Мотивируем учащихся на успех!”, проведённый психологом Зубовой Е.Е., позволил  его участникам акцентировать своё внимание на методах и способах мотивации учащихся на успех.

Осенние каникулы 2018 года

На осенних каникулах с 29 октября по 4 ноября 2018 года в школе проведено: Научно-практическая конференция “Век науки и образования”, заседания МО педагогов и МО кураторов, постоянно действующий семинар, и педагогический совет, на котором обсуждался вопрос эффективного использования научно-исследовательских навыков школьников в организации воспитания и социализации учащихся, проанализированы успеваемость и качество знаний учащихся по итогам первой четверти текущего учебного года.

ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ 2018 ГОДА

На весенних каникулах в школе прошёл ряд мероприятий, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса, развитие творческого потенциала учителя и расширение педагогического кругозора в вопросах реализации обновлённого содержания образования. 26 марта прошёл семинар учителей по информатике, подготовленный и проведённый В.Шаллем, на котором педагоги отрабатывали навыки работы в EXELL, проведены традиционные педагогический совет по вопросам воспитательной работы, заседания Методических объединений учителей начальной и старшей школы, кураторов. Прошёл постоянно действующий семинар. Проведено заседание Педагогического консилиума по 9 классу. Психолог школы Е.Зубова провела практический семинар для педагогов – тренинг “Профессиональное выгорание. Методы снятия эмоционального и физического напряжения” Был обобщён опыт воспитательной  работы учителя класса 2/1 Оспановой А.Е.

педсовет1 педсовет3 педсовет4 педсовет5

ОСЕННИЕ КАНИКУЛЫ 2017 ГОДА

С 30 октября по 5 ноября 2017 года в школе проведён ряд мероприятий, основной целью которых является подведение итогов работы в первой четверти текущего учебного года, работа по планам самообразования педагогов, проработка и обсуждение состояния преподавания учебных дисциплин в школе в свете последнего реформирования системы образования в контексте обновлённого содержания образования. Так 30 октября прошла научно-практическая конференция педагогов “Век науки и образования”, на которой с докладами выступили О.Магамадова, Ю.Петцке, Т.Дубровская и Ю.Каминская. В этот же день прошло заседание Методического объединения кураторов, которое подготовила и провела В.Корнатовская. Заседание было посвящено вопросам практического воплощения в процесс школьного воспитания принципов общенациональной идеи  “Мәнгілік ел”. 31 октября заседали Методические объединения учителей-предметников, а 1 ноября состоялся педагогический Совет,  на котором рассматривались вопросы активных методов обучения как необходимого условия современного образования. Практическое применение образовательных инноваций рассматривалось 2 ноября на постоянно действующем семинаре, подготовленном методическим объединением начальной школы. p1 p2 q1 q2 q3 q4 q5 q6

ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ 2017-2018 ГОДА

В школе работает постоянно действующий семинар для педагогов школы, который состоялся 5 января 2018 года. В текущем учебном году тема “Активные методы обучения на различных этапах урока”, имевший целью формирование учительских умений применять эффективные средства развития функциональной грамотности и ключевых компетентностей учащихся в процессе воспитания. С докладами выступили Л.Чалапко, В.Шалль, Ю.Каминская , Н.Сабитова .  Семинар имел высокий уровень практического значения, что показала итоговая рефлексия.

*   *   *

t5 t6

На зимних каникулах 4 января 2018 года прошёл педагогический совет, на котором был рассмотрен вопрос использования новых активных форм и методов обучения в учебном процессе, на котором выступили Л.Каиржанова, А.Ямшанова.  Л.Чалапко сделала анализ успеваемости и качества знаний учащихся за вторую четверть и анализ результативности пробных тестирований в 4 и 9 классах в рамках подготовки к ВОУД.  4 и 5 января 2018 года проведены заседания МО учителей и МО кураторов.

 ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ

В школе регулярно проводится защита методических проектов учителями школы.Проекты защищали учителя В.Фединяк, Е.Карстен, С.Плотниченко,  В. Болдырева, А.Исина, Е.Водопьянова. Доклады были методически грамотными, содержательными и интересными. Интерес слушателей вызвал проект “Интегрированные уроки математики и физкультуры (Л.Болдырева, С.Плотниченко). Особенно ярким и эмоциональным стал проект “Образ первого бала Наташи Ростовой. Классика и современность” А.Исиной и Е.Водопьяновой.

В прошлом учебном году в 11-ти турнирах, конкурсах и олимпиадах ученики школа участвовали   более 450 раз. Призовых мест занято 97, в том числе первых – 28, вторых мест – 31, третьих мест – 28.

ЗАЩИТА УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

28 апреля прошла защита ученических проектов. Под руководством преподавателей Л.Белобородовой, А.Исиной, Л.Каиржановой, Т.Королёвой, А.Ямшановой  учащимися были представлены интересные по содержанию и познавательные по научному содержанию проекты “Суеверия казахского народа” (К.Тен, И.Ким, Н.Леонова), “Современные политтехнологии – их влияние на сознание людей”(А.Сейтмаханов), “Весёлая азбука”(С.Текемен, А.Бекишева), “Степь”(Д.Таханова), “История бородинского хлеба”(Ш.Боронов, В.Буяльский), “Домбра – казахский народный инструмент”( Ш.Абдурахманова).

2 3 6 7