Родительский университет

banner 23

Уважаемые родители! На этой странице   будут выставляться материалы для родительской аудитории.

Логотип.jpg

портрет                        Первый Президент об образовании.

Состояние науки зависит от уровня образования, подчеркнул Нурсултан Назарбаев. «Если мы не будем развивать систему образования, начиная с ее начальной ступени, то мы не добьемся значимых результатов. В данном процессе ключевую роль играет министерство образования и науки, — отметил он.

Совершенствованию системы образования государство уделяет серьезное внимание, подчеркнул глава государства.

«За последние 2 года общий объем финансирования системы образования и науки из бюджета увеличился на 22%, составив более двух триллионов тенге. В сфере дошкольного образования охват детей в возрасте от 3 до 6 лет достиг 95%. В среднем образовании 70% детей охвачены обновленным содержанием образования. С 1 января 2018 года размер должностного оклада более 205 тысяч учителей увеличился на 30%. С 1 сентября 2019 года увеличение заработной платы коснется еще 90 тысяч учителей, — сказал президент Казахстана.

По мнению главы государства, охват детей дошкольным образованием должен достигнуть 100%. Для этого каждый из 55 тысяч воспитателей детских садов в ближайшие три года должен повысить свою квалификацию.

Обновленная школьная программа, которую планируется внедрить к 2021 году, тоже требует повышения качества учебников и серьезной подготовки учителей, считает президент.

«Нужно избавить учеников и родителей от излишней учебной нагрузки. Хочу особо обратить внимание акимов всех регионов на качественное решение проблемных вопросов в школьном образовании на местах. Акиматам необходимо обеспечить комфортные и безопасные условия для развития и обучения школьников, начиная от качества питания в школьных столовых и подвоза детей. Вложения в образование каждого ребенка являются инвестициями в светлое будущее нашей страны, — подчеркнул глава государства.

Президент напомнил о необходимости тщательной проработки законопроекта «О статусе педагога», поручив заложить в него реальные стимулы, направленные на повышение престижа профессии педагога. Кроме того, он поставил задачу расширить взаимодействие с частным сектором на всех ступенях образования, в том числе при определении принципов финансирования школ.

«Необходимо продолжить внедрение подушевого финансирования в школах. Такой подход позволит повысить долю частного капитала в сфере образования. Это — мировой тренд. Нужно также оградить школы от бесчисленных проверок со стороны контролирующих органов, — отметил президент.

Кроме того, права и интересы педагогов, по мнению Нурсултана Назарбаева, тоже должны быть под защитой, а ученикам следует неукоснительно соблюдать правила внутреннего распорядка.

«Ученики должны слушаться и уважать учителей. И родители, и преподаватели должны с обеих сторон наблюдать за ребенком», — сказал глава государства.

Усилия государства, по его словам, направлены на повышение жизненного уровня народа. Благосостояние будет расти, когда люди будут получать качественное образование, иметь востребованные профессии и достойную работу, считает президент.

*   *   *

Сотовые телефоны “за”  и  “против”

Российская точка зрения

В 2018 году Всероссийский центр изучения общественного мнения провел среди россиян опрос на тему того, стоит ли запретить школьникам использовать смартфоны в школе. Результаты не удивляют: 73% опрошенных твердо высказались в пользу запрета. При этом процент людей, которые уверены в том, что смартфоны отрицательно влияют на учебу, еще выше — 83%.

Действительно, смартфон — это неимоверный отвлекающий фактор. Противостоять ему могут только морально крепкие школьники — ну или те, кому на уроках так интересно, что больше и думать ни о чем не хочется. Но вторая категория, увы, в меньшинстве.

Стремление запретить мобильники  не рассматривается как некая репрессивная мера. Директор ВЦИОМ Валерий Федоров, комментируя результаты опроса, заявил, что ограничение на использование смартфонов нужно рассматривать как способ повысить детскую концентрацию на учебном процессе, а не как репрессивные меры или вторжение в личное пространство.

В пользу запрета высказалась и министр просвещения РФ Ольга Васильева. В современных  школах хватает всего, чтобы заменить смартфон — а позвонить родителям можно и с учительского телефона.

«Я приветствую решение запретить использование смартфонов в школе вообще, даже на переменах», — говорит учитель начальных классов из Воронежа Ольга Вязовская. Педагог отмечает, что это особенно важно для учеников начальных классов, которые проводят все время между уроками, залипая в мобильный телефон, потом не могут сконцентрироваться на учебе.

Западная практика

В Европе решают проблему так. С 1 сентября 2018 года во Франции действует закон, согласно которому пользование мобильными телефонами в школах запрещено. Эта норма также распространяется и на планшеты со смарт-часами. Некоторые исключения возможны только для детей с ограниченными возможностями.

Как именно выполняется запрет в каждом конкретном учебном заведении, решает его администрация. Кто-то просто предписывает детям выключать устройства, а в некоторых школах завели специальные контейнеры, в которые ученики складывают свои гаджеты перед началом учебного дня.

Эта практика  внедряется и в других странах. Например, канадская провинция Онтарио также приняла решение запретить учащимся школ пользоваться смартфонами. Местные власти не скрывают, что вдохновлялись как раз французским примером.

Многие школы Калифорнии ввели «смартфонный бан» в индивидуальном порядке — и руководство штата задумывается о том, чтобы сделать эту норму обязательной для всех. По словам чиновников, о такой мере просят сами родители школьников, обеспокоенные кибербуллингом (травлей в соцсетях) и сетевым мошенничеством.

Точка зрения учёных

Сторонники запрета подкрепляют свою позицию цифрами. Согласно исследованию, проведенному в 2015 году Лондонской школой экономики и политологии, запрет на пользование смартфонами в британских школах улучшил успеваемость детей на 6,4%. При этом наиболее заметный эффект наблюдался в группе неуспевающих школьников — после избавления от «смартфонной гири» их оценки в тестах улучшились на 14,6%. А вот в группе успевающих  изменения не выходили за рамки погрешности.

Точка зрения бразильских учёных

Бразильские ученые утверждают: наши смартфоны — рассадник опасных бактерий. Около 85% всех бактерий, выделенных с поверхности смартфонов, имели устойчивость к пенициллину, а примерно половина из них показала высокую адгезию к поверхностям. Но самым шокирующим фактом было то, что почти на половине гаджетов обнаружился золотистый стафилококк — опаснейшая бактерия, которая может вызвать у учащихся с ослабленным иммунитетом  менингит, пневмонию, инфекционно-токсический шок и сепсис.

Альтеровская точка зрения

В приказе от 10 сентября 2019 года рекомендовано педагогам, воспитателям и сотрудникам не использовать сотовые телефоны, отвлекающие от учебно-воспитательного процесса, исполнения служебных обязанностей на рабочем месте в течение рабочего дня; рекомендовать воспитателям 1-11 классов проводить работу по сведению к минимуму использования сотовых телефонов учащимися во время учебно-воспитательного процесса; провести разъяснительную работу с родителями на родительских собраниях и в частном порядке.

*   *   *

 «Правила воспитания подростков в семье»

 Здравствуйте, уважаемые родители!

Мы все очень разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что объединяет нас, – это наши дети. Уважаемые папы и мамы! Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом c нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни. Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не слышат и не понимают. А каково детям? Многие трудности семейного воспитания напрямую связаны с неумением родителей войти в мир вещей и взаимоотношений ребенка, в мир детства. Нам очень хочется, чтобы спустя годы наш ребенок сказал нам спасибо за то, что мы, родители, есть на этой земле. Но как дождаться этих слов, как сделать так, чтобы ребенок хотел видеть нас рядом в любом возрасте, в любой ситуации? Как сделать так, чтобы его не тяготила родная семья, чтобы не была она для него «домокловым мечом», уничтожающим радость пребывания дома?

Сегодня мы будем рассуждать о том, насколько мы с вами состоялись как родители, что нам нужно сделать, чтобы профессия быть родителем была в радость и нам, и детям. Итак, тема нашего разговора «Как достичь взаимопонимания с ребенком?»

«Особенности подросткового возраста».

В быстром темпе современной жизни не находится времени, подчас, и настроения, чтобы поговорить по душам, без формальной критики оценить поступки, ситуации и человеческие ценности. Подростки склонны критически оценивать слова и поступки взрослых, в том числе своих родителей. Вот почему взрослым в этот период жизни ребенка тре­буется более критично относиться к себе и своим поступкам. С одной стороны, подросток в этот период стремится к самостоятельности, протестует против мелочной опеки и контроля; с другой — он испытывает тревогу и. опасения, сталкиваясь с новыми для него проблемами и ожидая от родителей помощи и поддержки, не всегда желая в том им признаться.

Вот как об этом основном противоречии подростковой психологии общении сказал В.А.Сухомлинский: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг… Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше
людей видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыд- но и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».

На основе понимания сложности и противоречивости внутреннего мира подростка взрослый и должен строить свои отношения с ним, иначе ребенок будет прислушивался к мнению друзей, строить отношения с друзьями на улице, там, где он может все высказать и его выслушают, и дадут «нужный» совет. Уважение к личности подростка делает нас действительно нужным своему ребенку. К сожалению, некоторые родители представляют это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей. Но быть нужным — это значит и разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали, это значит всегда быть «настроенным на его волну», чутко улавливая малейшие,, но. такие важные перепады его эмоций. Сделайте так, чтобы ответы на свои вопросы ребенок искал у вас, а добиться этого можно лишь в том случае, если ваши волнения и тревоги тоже будут открыты ребенку. Но часто, чтобы научиться понимать и отвечать своим детям, надо научиться проявлять пристальное внимание к своему ребенку, к его проблемам. Но это так трудно! Почему? Да потому, что это требует времени! А его постоянно не хватает. Очень трудно бывает, отодвинув бытовые проблемы, попытаться увидеть новые черты в своем ребенке, заметить, что его волнует и тревожит.

Освоение техники «я-высказывания».

Когда мы общаемся с ребенком, он, естественно, обращает внимание на наши слова, придавая особое значение тому, каким тоном они сказаны. Ведь как раз в тех случаях, когда что-то нас действительно сильно волнует, мы меньше всего способны за собой следить. В такие моменты нам не всегда удается управлять мимикой, жестами, тоном голоса, мы выплескиваем свои эмоции на ребенка. Чаще всего это случается, когда ребенок становится подростком. Ведь именно для подростков характерны эмоциональная неустойчивость, психологические срывы, грубость, нежелание ничего слушать. Я хочу познакомить вас с техникой «я-высказывания». Для этого рассмотрим довольно знакомую ситуацию: при невыполнении некоторых домашних обязанностей от нас, от родителей, можно услышать: «Это просто эгоизм с твоей стороны! Ты совсем перестала что-либо делать по дому!» Это «ты – высказывание». Вот таким «ты-высказыванием» мы сразу создадим барьер в общении с ребенком (не забывайте, что дети в этом возрасте особенно обидчивы и ранимы). “Я-высказывание” – это такой приём, с помощью которого собеседнику (ребенку) сообщается о своих чувствах и переживаниях, а не о нем и его поведении, которое это переживание вызвало. Оно редко вызывает протест. “Я-высказывание” всегда начинается с личных местоимений: “Я”, “мне”, “меня”. Давайте попробуем превратить «ты-высказывание» в «я-высказывание»: «Я последнее время не чувствую от тебя прежней заботы. С чем это связано? Может быть, ты обиделась на что-то?». Давайте потренируемся оформлять свои мысли и чувства в «я-высказывание». Для того чтобы это у нас получилось, необходимо точно определить свое чувство в этой ситуации и указать причину, которая его вызвала.

 «Ты-высказывание» «Я-высказывание»
Почему   все  должна  делать  я? (Обида.) Я чувствую себя такой уставшей. Мне нужна твоя помощь… (Без обиды.)
Ты выполнил свои домашние задания? Меня беспокоит твоя алгебра. Может быть, ты устал в школе, и я могу тебе чем-то помочь?
Разве трудно было придти домой пораньше?! Я так волновалась, пока тебя не было, и мне было обидно, что ты мне не позвонил.
Ты никогда меня не слушаешь! Когда я вижу, что ты меня не слушаешь, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Мне очень важно твое внимание, поэтому, пожалуйста, будь внимателен к тому, что я говорю.
Тебе все равно, что я думаю по этому поводу! Когда я вижу, что тебя не интересует мое мнение, я огорчаюсь. Я надеюсь, что в следующий раз ты прислушаешься к моему совету.
Ты всегда ужасно себя ведешь! В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.
У тебя что, в голове — две извилины? Ты вроде понятливый, а говоришь несуразности.
Ты всегда без спросу берешь мои вещи! Когда с моего стола без спросу берут вещи, мне неприятно. Предварительно спроси меня, можно ли это взять.

 

 

Памятка для родителей №1

Дорогие родители! Пусть эти правила, выверенные жизнью, помогут Вам в воспитании ребенка, в налаживании добрых взаимоотношений с ним, в укреплении Вашего авторитета, взаимного уважения и любви. Это возможно, если в Вашей семье:

  • Доверие – основное правило.
  • Всегда ребенку Вы говорите правду.
  • Стараетесь быть примером для ребенка.
  • Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
  • Советуйтесь с ребенком.
  • Не обманывайте ребенка.
  • Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Не ставьте целью добиться полного послушания с первого слова, дайте возможность убедиться ребенку в чем он прав или не прав.
  • Если ребенку нужна помощь, дела откладывайте на потом.
  • Выход из безвыходного положения – шутка.
  • Телевизор хорошо, а природа лучше.
  • Познание, чтение – радость для всей семьи. Постоянно читайте вслух.
  • Осуждая ребенка за поступок, вспоминайте себя в его возрасте.
  • Знайте друзей своего ребенка и приглашайте их в дом.
  • Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день.

Памятка для родителей № 2

Уважаемые родители! Для того чтобы развить в себе умение быть хорошим отцом или мате­рью, необходимо очень сильно этого хотеть и любить своего ребенка уже только за то, что он у вас есть.

Рекомендации памятки могут быть такими:

– Для того чтобы ваш ребенок вырос здоровым, счастливым и уве­ренным в себе человеком, вы должны ответить на следующий воп­рос: Всегда ли то, что я хочу для него, будет ему хорошо?

– Будьте предельно откровенны с ребенком по всем вопросам его на­стоящего и будущего, не рисуйте ему радужные горизонты, кото­рые могут не оправдаться.

– Сделайте так, чтобы ваш ребенок знал, что вы от него хотите.

–  С самого раннего детства учите вашего ребенка понимать слова: «можно», «нельзя», «надо».

– Помните! Ребенок должен очень рано понимать, что есть вещи, ко­торые категорически нельзя делать, ибо за этим последует обяза­тельное наказание.

— Рассказывайте о себе, своем детстве, своих желаниях и интересах, планах и поступках, о том, что получилось, и что не получилось.

— Говорите о себе правду, не рисуйте себя розовыми красками.

— Развивайте в своем ребенке ответственность за его дела и поступки, не перекладывайте их на чужие плечи.

— Дайте своему ребенку понять, что он вам необходим, что он не обу­за, а радость, как бы трудно материально и морально вам в жизни не было.

 МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛ В.В.ШАЛЛЬ

*   *   *

Японская система образования

Общество и семья Образование в Японии – это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. До 5 лет японцы обращаются с ребенком, «как с королем», с 5 до 15 лет – «как с рабом», а после 15 – «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток – это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам. Разводы – редкость. Статистические данные: за 1996 год говорят, что на 1000 человек в Японии приходится 1,57 разводов. Позднее вступление в брак. Средний возраст вступающих в брак для мужчин составляет 29,7 года, а для женщин – 27,1 года. Сейчас японцы все чаще женятся по взаимной симпатии. Но чаще всего родительский долг явно превалирует над эмоциональными связями. Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей.Мужчина в семье главный. Роль отца – добытчик. Роль матери – воспитание детей. Субординация прослеживается даже в отношениях братьев и сестер. Нет такого слова, как брат или сестра. Есть младший/старший брат и младшая/старшая сестра. У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей. Дом и семья с детства воспринимаются местом психологического комфорта, а мать – олицетворением его.

Дошкольное воспитание Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Первый год ребенок как бы остается частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, ночью кладет спать рядом с собой и дает грудь в любой момент, когда он захочет. Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет. Если с ребенком что-то случается, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Японка не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. Как правило, дети настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. Японцы сторонники раннего развития ребенка. В разном возрасте, воспитание акцентируется на разных проблемах: 1 год: пробуждение уверенности в себе. 2 года: прикладное творчество, ручная работа. 3 года: воспитание обязанностей. 4 года: добро и зло. 5 лет: воспитание лидерских качеств: самостоятельность, умение составлять планы и выполнять их. Мальчики и девочки воспитываются по-разному. В сыне видят будущую опору семьи. Его учат преодолевать трудности. Девочек готовят к домашней работе. Обычно японская мама сидит дома, пока малышу не исполнится три года, после чего его отдают в детский сад. В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется. По всеобщему убеждению, за детьми должна ухаживать мать.В детских садах каждые полгода меняется состав детских групп и воспитателей. Если ребенок плохо начал в одной группе, есть шанс исправить положение в другой.

Особенности системы образования Принятый в Японии принцип “пожизненного найма” дает человеку право только на одну попытку занять достойное место в обществе. Хорошее образование считается гарантией того, что она окажется успешной. Японская система образования как блины печет молодых людей, разбирающихся в математике и технике. В 1994 году 97,5% юношей пошли учиться в колледжи. Около 40% молодых японцев и 20% японок поступили в университеты. Конкурс в самые престижные учебные заведения столь велик, что газеты употребляют выражение “экзаменационный ад”. Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. До недавнего времени в японском языке и в педагогике ставился знак равенства между образованностью и способностями. Сегодня в японской педагогической печати подчеркивается наличие “острой потребности в творческой личности” и необходимости заниматься выявлением одаренных детей в раннем возрасте.

Принципы обучения в школе Для японского учителя все дети равны. Среди них нет слабых и сильных, а есть ленивые и прилежные. Нет специальных программ, как для одаренных, так и для отстающих детей. Нет в школах и “второгодников”. Репетиторские школы (дзюку) помогают “выравниванию” детей. Обычная школа дает знания массово, Дзюку более ориентирована на индивидуальный подход. То, что не понял утром в школе, вечером объяснят в Дзюку.

Принципы воспитания в школе Детей учат избегать прямого соперничества. Победа одного неминуемо может означать “потерю лица” другого. Пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом. Также для этой цели применяют коллективные спортивные игры. В школе должны быть все похожи. 3ачастую стандартизации подлежат не только одежда и школьные принадлежности, но и мысли. Группы детей поочередно проводят уборку своего класса, коридоров, туалетов и школьного двора. Цель – формировать трудолюбие, старание, умение преодолевать себя, подчинять свои чувства интересам коллектива, управлять своими эмоциями. Задача средней школы – воспитание, задача старшей школы – передача знаний для поступления в вуз. Акцент в воспитании делается на уважении к человеку и животным, симпатии и великодушии к другим людям, поиске истины, способности чувствовать прекрасное и возвышенное, обладать самоконтролем, сохранять природу, вносить вклад в развитие общества.

Здоровье детей В Японии в каждом учебном заведении работает целый коллектив медицинских работников: доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья. Особо тщательно разрабатывается меню для детишек. Рассчитывается витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Советы о «вкусной и здоровой пище» даются родителям воспитателями и даже заведующими детских учреждений. Японский метод закаливания заключается в том, что ребенок должен быть максимально приближен к природным условиям выживания, то есть зимой стойко переносить холод, а летом терпеть жару, в целом оправдывает себя. Ребенка приучают к чистоте. Культ чистоты проявляется не только в чистых руках, но и в чистом теле, чистом белье и одежде, чистых волосах и зубах.

Культура, праздники и церемонии В Японии проводится целый ряд праздников для детей, которые позволяют формировать у них чувство сопричастности к традициям своей страны. Сития — «седьмая ночь» или «надзукэ-но иваи» – праздник по случаю выбора имени ребенку. Спустя 100 дней после рождения ребенка впервые несут в храм. Когда ребенку исполняется год, перед ним раскладывают различные предметы (например, счеты, серп, кисточку для письма и т. д.) И по тому, какую вещь он возьмет первой, говорят о его будущем. Третьего марта по всей Японии проходит “хинамацури” – праздник кукол для девочек. В этот день в домах появляются многоярусные подставки красного цвета, на которые выставляются изящные куклы, символизирующие императорскую семью. Пятого мая проводится праздник “кодомо но хи”. В этот день на крышах домов и в садах вывешивается большое количество флагов и знамен, по форме очень похожих на карпа. Их количество зависит от числа проживающих в доме мужчин. Первое апреля – начало учебного года и своеобразная “инициация” на право быть японцем. Недавно в японских школах была введена еще одна замечательная традиция: привлекать старых японцев и японок, чтобы они преподавали детям ручные ремесла. Идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти. Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название «идзимэ» (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»).

Есть мнение, что система образования Японии ориентирована на формирование и воспитание исполнителей, послушных функционеров. Перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить.

*   *   *

Почему икудзи не работает в Казахстане

 

Образование в Японии – это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством.  Образование в Казахстане находится в состоянии многолетнего реформирования и не может претендовать на  понятие культа в японском понимании.
До 5 лет японцы обращаются с ребенком, «как с королем», с 5 до 15 лет – «как с рабом», а после 15 – «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток – это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам. Мы постоянно обращаемся с детьми или «как с королями», или «как с рабами», но почти никогда «как с равными». Наш пятнадцатилетний подросток – это совсем не взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам. Об обязанностях и правилах, зачастую имеет отдалённое и туманное представление.
Мужчина в семье главный. Роль отца – добытчик. Роль матери – воспитание детей. Ведущая роль в семье и , воспитание детей – вопрос спорный.
Субординация прослеживается даже в отношениях братьев и сестер. Нет такого слова, как брат или сестра. Есть младший/старший брат и младшая/старшая сестра. У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей. Субординация определяется в «боях местного значения», младший всегда пользуется преимуществами перед старшим.
Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет Ребенку ничего не запрещают и это становится системой и после 5 лет, что ведёт ко вседозволенности и отсутствию каких-либо ограничителей в потребностях и желаниях.
Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить со своими детьми эмоциональный контакт. Всё бывает очень по-разному…В случае конфликта, как правило, родители дистанцируются от наказанных детей.
Для японского учителя все дети равны. Среди них нет слабых и сильных, а есть ленивые и прилежные. Для казахстанского учителя все дети равны. Но есть сильные и послабее, есть ленивые и прилежные, есть высоко- и низкомотивированные учащиеся.
В японской  школе должны быть все похожи. 3ачастую стандартизации подлежат не только одежда и школьные принадлежности, но и мысли. В казахстанской школе не приветствуется абсолютная стандартизация.
Группы детей поочередно проводят уборку своего класса, коридоров, туалетов и школьного двора. Цель – формировать трудолюбие, старание, умение преодолевать себя, подчинять свои чувства интересам коллектива, управлять своими эмоциями. Отсутствие систематического коллективного труда в группах, слабая сформированность навыков трудолюбия, стараний, неумение подчинять свои чувства интересам коллектива. Эгоизм, пренебрежение общественными нормами и правилами.
Японский метод закаливания заключается в том, что ребенок должен быть максимально приближен к природным условиям выживания, то есть зимой стойко переносить холод, а летом терпеть жару, в целом оправдывает себя. Казахстанским детям создаются максимально комфортные бытовые условия, ведущие к ослаблению иммунитета и здоровья.
Есть мнение, что система образования Японии ориентирована на формирование и воспитание исполнителей, послушных функционеров. Перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Сегодняшняя казахстанская школа ориентирована на формирование функционально грамотной личности, способной к саморазвитию и самореализации.

Выводы нетрудно сделать самостоятельно: Япония и Казахстан – два разных мира, две культуры, две ментальности с различными жизненными  приоритетами и нравственными ценностями. Калькирование японских воспитательных методов не может дать необходимого результата в нашей повседневной родительской практике.

*   *   *

*   *   *

  Насилие над ребёнком. Как его предотвратить? Каковы могут быть его последствия?»

Сегодня, к сожалению, насилие над детьми превратилось в обычное явление. Большинство людей уже привыкли, даже смирились или стараются не замечать жестокого обращения с детьми, пренебрежение их интересами, эксплуатации – это ужасно. Дети составляют особую группу риска, так как во всем зависимы от взрослых (родители, воспитатели, учителя), находятся в их власти.

Различные формы насилия по отношению к детям могут быть вызваны различными причинами:

– подобный опыт в жизни супругов (модель, стереотип поведения);

– личный опыт в виде подавления в детстве, авторитетного стиля воспитания со стороны матери (в будущем отражается насилием над женщинами, как попытками разорвать связь с матерью);

– влияние социально-экономической неблагоприятной обстановки, безработица, низкое социальное положение;

– неудовлетворенность собой и жизнью;

– психопатологии;

страх;

– неадекватное самоутверждение и достижение власти, вызванные низкой самооценкой и низким самоуважением;

– нежеланный ребенок в семье.

– семейными проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в ней эмоциональных или связанных с состоянием здоровья сложностей),

– в качестве наказания  неадекватными родителями,

– специфическими культурными, национальными или религиозными факторами,

– сочетанием специфических характерологических особенностей взаимодействующих взрослых, сверстников и ребёнка, подвергаемого насилию;

– жизненными неудачами и чувством озлобленности против всех и вся.

Чаще всего насилие возникает при наличии в прошлом в семьях случаев жестокого обращения, или же родители в детстве сами подвергались жестокому обращению, были лишены родительского внимания.

Различают 4 основных формы насилия над детьми и пренебрежения их интересами: физическое, сексуальное (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость).

Каковы же последствия перенесённого насилия. Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребёнка, мешает его полноценному развитию.

Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред здоровью, но и влечёт за собой тяжёлые социальные последствия. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы тоже могут стать насильниками. Такие дети не могут быть полноценными членами общества, они нуждаются в лечении и уходе.

Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

Насилие над детьми как психотравма обладает рядом особенностей:

  • не всегда дети осознают суть происходящего;
  • если осознают суть, то не всегда осознают истинные последствия для их физического и психического здоровья;
  • события могут забыться (детский мозг устроен так, чтобы быстро вытесняет негатив), но дать о себе знать во взрослой жизни;
  • о насилии дети чаще рассказывают сверстникам, а не другому члену семьи (если вообще рассказывают).

Признаки насилия

Выявить насилие сложно еще и потому, что сами родители не всегда воспринимают свои действия как насильственные. Они воспитывают своего ребенка, да, методом кнута без пряника, но это воспитание. Или методом кнута и пряника, тогда ребенок воспринимает избиения как должное за его провинности и потому еще меньше вероятность, что он кому-то расскажет.

Осложняет ситуацию и еще один момент. По сути любое насилие сопряжено с психическим. Потому работать приходится сразу с несколькими формами насилия.

Насилие со стороны заподозрить непросто, что обусловлено:

  • закрытостью семьи как системы;
  • взаимозависимыми отношениями агрессора и жертвы;
  • недостатком информации;
  • запуганностью и недоверием со стороны жертвы.

Физическое насилие

Диагностические признаки насилия, которые можно отметить во время беседы с родителями:

  • нервное поведение;
  • фантастическое описание происхождения травм ребенка;
  • обвинение других людей или самого ребенка;
  • множественные противоречия в истории получения травм;
  • обвинение ребенка во лжи;
  • неадекватная оценка, ожидания и требования, не соответствующие возрасту или уровню развития ребенка.

К признакам физического насилия относится:

  • повреждения органов тела и нарушения органов чувств;
  • малоподвижность, вялость, задержка физического и психического развития;
  • тревожность и агрессивность в отношении других людей или животных;
  • стеснительность, пассивность, страх перед взрослыми;
  • избегание дома, боязнь тактильных контактов;
  • общение с детьми младшего возраста,
  • плач при любой неудаче;
  • склонность к дракам;
  • вздрагивание при малейшем движении руки рядом.

Пренебрежение нуждами ребенка

Самый часто встречающийся вариант насилия и наименее осознаваемый взрослыми. Даже в благополучных, казалось бы, семьях можно найти его элементы, например, недостаток любви и внимания из-за занятости на работе.

Поэтому этот вид самый неоднозначный в плане диагностики. Судить о пренебрежении принято при очевидных и злостных нарушениях: ребенок голодает, плохо одет, грязный, не получает медицинской помощи или образования, оказывается оставленным один и подвергнут опасности.

Лишенные дети отличаются неразборчивостью в построении отношений и попытками привлечь внимание. К другим диагностическим маркерам относится:

  • педагогическая запущенность (малый словарный запас, проблемы с речью);
  • отставание в физическом развитии;
  • неприятный запах, неопрятность в одежде, постоянное чувство голода;
  • подавленность, пассивность и пугливость;
  • скупость эмоций и бедность реакций на доброту, похвалу;
  • чувство ненужности и убеждение «Я – не хороший, ничего не заслуживаю, и никогда не буду заслуживать».

Психологическое насилие

Решающая роль в диагностике отводится поведению взрослых. Психологическое насилие можно заподозрить, если родители:

  • не спешат утешить ребенка, пообщаться с ним, обнять;
  • сверхкритично относятся к ребенку;
  • ругают, оскорбляют, унижают;
  • негативно характеризуют ребенка;
  • вымещают на нем злобу на кого-то из родственников (ассоциируют ребенка с ним);
  • открыто признаются в нелюбви;
  • винят его в своих неудачах.

Со стороны ребенка о психологическом насилии намекнут:

  • неуверенность и низкая самооценка;
  • задержка речи и восприятия;
  • напряжение от ожидания наказания;
  • неразвитое логическое мышление;
  • неуважение и недоверие к взрослым;
  • суицидальные наклонности.
  • психотравма и (или) посттравматический стрессовый синдром;
  • импульсивность, злость, манипулятивные расстройства (сосание пальца, вырывание волос);
  • покорность и податливость;
  • страхи и проблемы со сном;
  • депрессия и заторможенность;
  • девиации;
  • болезни.

Общие признаки насилия:

  • неумение ребенка сосредоточиться;
  • нарушения памяти;
  • ненависть к себе, отсутствие самоуважения, низкая самооценка;
  • пессимизм;
  • недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых людей;
  • приступы гнева или агрессии;
  • хроническое чувство страха, стыда, вины;
  • отстраненность от социума;
  • депрессия;

При выявлении данных проблем у ребенка, необходимо дифференцировать наличие этих проблем, как особенности личности ребенка, которые родители стремятся нивелировать с помощью различных медико-психолого-педагогических мер, от психологического насилия или пренебрежения нуждами ребенка, в результате чего развились данные состояния.

Для этого рекомендуется:

– Выявить и зафиксировать у ребенка наличие проблемы (например, заикание или отставание в развитие);

– Сообщить родителям о выявленной проблеме и выяснить, какие меры предприняты для ее разрешения;

– При адекватности принимаемых мер предложить родителям дополнительную медицинскую (психологическую, социальную) помощь;

–  При выявлении недостаточности принимаемых мер предложить родителям перечень мер по разрешению конкретных проблем (например, при неуспеваемости у ребенка, обращение к невропатологу, психиатру, логопеду, на МПК);

– Проконтролировать выполняемость рекомендаций;

– При наличии положительной динамики – продолжать оказание поддержки семье;

– При отсутствии положительной динамики из-за сопротивления (отказа) со стороны родителей заниматься данными проблемами, вызвать родителей на совет по профилактике (педсовет) с повторным разъяснением выявленных проблем у ребенка и сообщением о наличие ответственности родителей за физическое и психологическое состояние ребенка.

При неэффективности данных мер сообщить в органы по защите прав несовершеннолетних.

Последствия насилия

Переживший насилие ребенок или подросток чувствует страх, замешательство, стыд, бессилие. Часто винит себя и воспринимает как соучастника и первопричину случившегося. Иногда причиной считает свое поведение или положение в семье. Среди других последствий значится снижение доверия и круга общения.

Многие реакции зависят от возраста ребенка, довольно частая реакция – это девиантное поведение и различные формы расстройств поведения.

По мере взросления ребенка также может отмечаться ответное насилие, потеря самоуважения, психические расстройства и попытки суицида.

Любое насилие во взрослой жизни оставляет такие следы:

  • нарушение Я-концепции;
  • чувство вины;
  • депрессия;
  • проблемы в межличностных отношениях.

Нарушение физических и психических границ в результате насилия влияет на всю дальнейшую жизнь и поведение человека. А пережитый опыт воспроизводится снова и снова.

Реабилитация

Устранение насилия всегда требует комплексной работы психолога с родителями и детьми. Наиболее эффективными методами являются:

  • психотерапия;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • тренинги.

Взаимодействуя с ребенком, нужно сначала добиться расположения и доверия с его стороны. Для этого нельзя акцентировать внимание на ситуации, то есть говорить «Не бойся», «Не переживай». Главный метод работы с ребенком – консультационная беседа. Но проводить ее может только квалифицированный специалист.

Профилактика насилия

Основные направления профилактики: просвещение и информирование. Они должны проводиться в отношении детей, родителей. Важно говорить:

  • о том, что такое насилие;
  • о его видах;
  • что делать, если вы стали свидетелем или жертвой насилия;
  • какова ответственность за насилие;
  • куда можно сообщить о насилии (организации, телефоны).

В Декларации прав ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 1990 г., подчёркивается: «…ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». Поэтому «ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь». Таким образом, ребёнок имеет право на защиту от всех форм насилия, а к лицам совершающим насильственные действия применяются социальные, административные и законодательные меры предусмотренные УК РК.

Своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми и оказание оперативной помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения позволит сохранить их жизнь и здоровье, обеспечить их защиту.

«Что делать, если ребенок сообщает о насилии над ним?»

Отнеситесь к ребенку серьезно. Попытайтесь оставаться спокойным. Успокойте ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Ты в этом не виноват»; «Не ты один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми», «Я постараюсь сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности». Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо». Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка. Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.

Не откладывайте сообщение в соответствующие органы. Помните: если вы подозреваете, что ребенок подвергся любому насилию, вы ответственны перед законом и должны сообщить об этом властям.

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональноенапряжение.
  3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно

 Рекомендации: Мы все хотим, чтобы наши дети вели себя хорошо и были счастливы. Частично в этом и заключается смысл хорошего воспитания. Но в поисках путей изменения проблемного поведения мы можем проглядеть всё хорошее, что есть в наших детях.

  • Ребёнок стал замкнут – поговорите с ним, узнайте, что его беспокоит. В случае когда разговор с ребёнком не получается, обратитесь за помощью к квалифицированному психологу.
  • Рассказывайте своим детям о том, что в отношении их могут быть предприняты насильственные действия. Объясните им простые правила как их избежать:

– надо прежде всего не провоцировать (обзывания, шлепки, оскорбления, неуважение повлекут за собой ответные агрессивные действия; слишком открытая, обтягивающая одежда может привлечь насильника и т. д.)

– соблюдайте меры предосторожности (не гуляйте в пустынных местах, возвращайтесь домой до темноты, не верьте заманчивым обещаниям, не ходите в гости к малознакомому человеку, нельзя выполнять поручения случайных знакомых; если вас кто-то настойчиво преследует, звоните по телефону и т. д.);

– будьте разборчивы в выборе друзей.

  • Если ваш ребёнок попал в секту:

– не позволяйте себе агрессивных высказываний в адрес его увлечения – ваша ссора с ребёнком будет им только на руку;

– постарайтесь выявить и устранить источник тех проблем, которые загнали его в секту;

– мягко обращайте внимание вашего ребёнка на явные противоречия в его поведении и высказываниях, в то же время не вынуждая эти противоречия объяснять.

– старайтесь укрепить эмоциональную связь с ним, будьте открыты к диалогу, вспоминайте о радостных и светлых моментах жизни в вашей семье.

  • Во избежание жестокого отношения в семье:

– знайте, любой проступок ребёнка – это ваша вина (не доглядели, избаловали, не объяснили, сами поступаете так же).

– помните «Что посеете, то и пожнёте». Ваше отношение к окружающим вас людям есть тот единственный образец, который формирует отношение ребёнка к родителям.

– нельзя переносить на ребёнка свои проблемы и неудачи. Помните, он не отвечает за поступки других (мужа, начальника и т. д.).

– очень бережно относитесь к ребёнку. При конфликтной ситуации принимайте справедливое решение с мерой наказания, соответствующей мере проступка.

– если вы продумываете наказания за что-либо, вы должны обязательно продумать поощрение

– не требуйте от ребёнка больше, чем он может. Соизмеряйте реальные силы ребёнка, знания и навыки. То, что для Вас является естественным, ребёнку может быть неизвестно.

– откажитесь от командно-распорядительного тона и перейдите к просьбе. Не требуйте, чтобы всё было по-вашему, только на том основании, что вы взрослый.

– перейдите к рассудительному стилю воспитания. Научитесь спокойно и ровно реагировать на действия и поступки ребёнка.

– исключите из речевого оборота угрозы, оскорбления и слова, унижающие ребёнка (клички, обзывательства и т. д.).

– обращайте внимание на свои чувства («Мне жаль…», «Я расстроена…», «Мне обидно..» и т. п.).

– вместе с ребёнком размышляйте над возникшими проблемами, предоставляя ему при этом право на ошибку;

– если всё-таки сорвались, не забудьте извиниться и обсудить с ребенком эту проблему. Признавайте свои ошибки. Обязательно скажите ребёнку, что вы его любите и простили.

Наказание – самое непродуктивное воздействие на ребёнка! Что может быть важнее для ребёнка, чем сознание того, что вы им дорожите и любите его!

Материал подготовила психолог Ю.С.Петцке

*   *   *

Любимый школьный предмет разных знаков Зодиака

Каждый человек обладает набором определенных качеств, от которых полностью зависит его судьба. Особенно важно знать о предрасположенностях индивида тогда, когда он только начинает ходить в школу. Благодаря зодиакальному гороскопу, каждый родитель может заранее узнать с какими предметами у их ребенка все будет складываться хорошо, а с какими будут бесконечные проблемы.

Овен

Ребенок, рожденный под этим знаком, с ранних лет отличается повышенной любознательностью. Его интересует практически все, поэтому первые школьные годы вызовут у маленького Овна затруднения. Ему будет сложно сконцентрировать внимание на учебе, так как одновременно изучать несколько предметов ему покажется нереально трудной задачей. Но со временем Овен научится правильно организовывать свой день. Школьник начнет увлекаться точными науками, особенно выделив математику.

Телец

Такой ученик обладает нескончаемой тягой к знаниям. Он готов много времени тратить на подготовку к урокам, задавая при этом множество вопросов своим родителям. Как правило, Телец увлекается гуманитарными науками, которые даются ему легче всего. Но если говорить о любимом школьном предмете, то представитель этого знака скорее всего предпочтет рисование. Этот предмет не требует демонстрации интеллектуального уровня, к тому же позволяет проявить фантазию.

Близнецы

Артистичность этого знака Зодиака позволяет юному школьнику стать любимцем всех учителей. Близнецы любят учиться, а потому посещают школу с огромным удовольствием. Неусидчивость мешает им в полной мере усваивать материал, поэтому с некоторыми предметами у таких детей могут быть проблемы. Единственный урок, на который Близнецы готовы ходить хоть каждый день, это музыка. Благодаря этому предмету школьник может расслабиться и отвлечься от повседневных дел.

Рак

Представитель этого знака относится к учебе, как к должному. Он покорно посещает школу, выполняет домашние задания, ходит к репетиторам. Рак предпочитает оставаться в тени, чтобы лишний раз не привлекать к себе внимание одноклассников. При этом учится он всегда прилежно и мог бы показать высокие результаты, но лень и чрезмерная скромность мешают такому ученику становиться активистом класса. Раку тяжело даются точные науки, а вот история и литература всегда вызывают у него живой интерес. Поэтому именно эти предметы всегда находятся у него в приоритете.

Лев

Этот школьник любит учебное заведение не из-за возможности получить знания, а из-за обилия людей, которые могут выступать в роли благодарных зрителей. Лев нуждается в признании, поэтому постарается найти способ стать лидером не только собственного класса, но и всей школы. Обычно для этого он записывается во всевозможные кружки, становится старостой класса, вступает в школьную команду КВН. Но если там по каким-либо причинам успеха достичь не удалось, Лев найдет свое место в учебе. Он быстро очарует учителей и несомненно станет их любимчиком. Что касается школьных предметов, то такой ученик больше всего предрасположен к изучению литературы. Ведь именно она позволяет черпать вдохновение и демонстрировать актерский талант.

Дева

Ребенок, представляющий этот знак, отличается внимательностью и прилежностью. Он постарается учиться так, чтобы быть гордостью не только родителей, но и школы. Дева много времени уделяет учебе, чтобы у учителей не возникло и малейшей мысли о том, что она не готова к уроку. Огромный интерес у такого ученика вызывает физика, поэтому изучение именно этого предмета занимает у него больше всего времени. Кроме того, у Девы всегда имеется внеклассная литература, посвященная разным разделам физики.

Весы

Для представителя этого знака школа − это место, где он может встречаться и общаться с друзьями. Учеба для него стоит на последнем месте, и больше всего Весы стремятся быть школьными заводилами, нежели зубрилами. При этом они не терпят насилия и не приемлют конфликтов, поэтому если от их подготовки к предмету зависит репутация учителей, то они постараются подтянуть знания. Единственный предмет, который вызывает у Весов неподдельный интерес − это иностранный язык. Поэтому такие ученики легко переводят слова любимых песен и могут свободно смотреть зарубежные фильмы в оригинале.

Скорпион

Маленький Скорпион очень тонко чувствует людей, поэтому школа для него является местом для оттачивания своего психологического мастерства. Он любит исполнять роль посредника между поссорившимися друзьями или быть жилеткой для обиженных учеников. Но так как Скорпион сам нуждается в авторитете, его учителя должны обладать достаточной компетентностью, чтобы вызвать беспрекословное уважение. Педагог, недавно окончивший ВУЗ, вряд ли заинтересует представителя этого знака. Вместо того, чтобы учить его предмет, Скорпион может начать эмоционально подавлять слабого преподавателя. Не мудрено, что такому ученику нравится только один школьный предмет, и это психология.

Стрелец

Для представителя этого знака школа является местом встречи друзей. Стрелец любит посещать учебное заведение, но не для того, чтобы получать знания. Он может активно участвовать в жизни класса, организовывать мероприятия, помогать учителям следить за дисциплиной, но тратить лишнее время на изучение школьных предметов не станет. Стрелец предпочитает выполнять задания письменно, нежели отвечать устно. Заставить его выйти к доске может только география, так как этот предмет вызывает у такого ученика неподдельный интерес.

Козерог

Школьник, представляющий этот зодиакальный гороскоп, ответственно относится к учебе. Он старается не пропускать занятия и никогда не явится на урок неподготовленным. Козерог прекрасно знает, для чего ему нужно образование, поэтому делает все для того, чтобы окончить школу с отличием. Среди множества интересных предметов такой ученик особенно выделяет информатику, поэтому свою дальнейшую жизнь он также нередко связывает с информационными технологиями.

Водолей

Такой ученик не любит никаких обязательств, поэтому школу воспринимает крайне негативно. Он полагает, что вместо того, чтобы тратить время на учебу, мог бы заняться чем-либо по-настоящему полезным. Водолей любит активные виды спорта, поэтому готов променять скучные уроки на футбольные тренировки или поездку на соревнования. Среди школьных предметов такого ученика может заинтересовать только физкультура, так как на ней можно много двигаться, сдавать нормативы и демонстрировать одноклассникам свою ловкость и физическую подготовку.

Рыбы

Нелегко дается гранит науки и маленьким Рыбам. Они быстро теряют нить рассуждения, погружаясь в мир собственных фантазий. Учителям стоит немалых усилий заставить таких учеников проявить сосредоточенность на их предмете. Очень многие Рыбы обладают хорошей памятью и развитой интуицией, что позволяет им выбиваться в хорошисты или даже в отличники. Эти школьники больше всего склонны к изучению гуманитарных наук, но вместе с тем очень любят биологию.

==============================================================

РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает целый ряд вопросов: что такое “готовность к школе”? Как и когда, начинать готовить ребенка к школе? Какую школу выбрать? Давайте, разберемся, что, в сущности, представляет понятие «готовность ребенка к школе». В понятии “готовность к обучению в школе” выделяют три взаимосвязанных составляющих:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ – оценкой этого компонента занимаются медицинские работники, которые осуществляют диагностику по трем основным показателям:

  • физическое развитие – длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки;
  • биологический возраст – количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту;
  • комплексная оценка состояния здоровья – распределение детей по  пяти “группам здоровья” (начиная от детей без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе).

Поэтому первое и очень важное правило – не пренебрегайте плановыми медицинскими обследованиями! Выберите хорошую клинику и грамотных специалистов, которые смогут правильно оценить физиологическое состояние ребенка, степень его здоровья и готовность организма к учебным нагрузкам.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ИЛИ ЛИЧНОСТНАЯ  ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ

Данный вид готовности подразумевает готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, которые обуславливает сама ситуация обучения в школе. Известно, что в момент поступления в школу ребенок попадает в совершенно новые для него социальные условия и постепенно начинает занимать новую  общественную роль “Я   –   ученик”.   Помочь ребенку принять эту роль и привыкнуть к новым условиям можно. Например, необходимо отслеживать развитие навыков самообслуживания у ребенка. Нет необходимости говорить о том, что к 6-7 годам ребенок должен уметь самостоятельно, без помощи взрослых, переодеться, завязать шнурки, собрать свои школьные принадлежности, приготовить свое рабочее место и так далее. Все эти навыки приобретаются детьми дома, в семье и в случае отсутствия этих умений у ребенка в условиях новой социальной среды возникает дополнительный повод для ощущения дискомфорта, отсюда возникает тревожность, неуверенность.

Второе важное правило – прививайте детям навыки самообслуживания и самостоятельности!

 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Данный вид готовности представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребенка, в частности, он подразумевает готовность к усвоению учебного материала.

В качестве базовых составляющих психологической готовности к началу обучения в школе можно выделить следующие:

  • уровень развития психических процессов (мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти),
  • уровень развития мелкой моторики руки (в том числе и графические навыки),
  • уровень развития связной речи,
  • эмоционально-волевую готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкциям взрослого, и т.п.).

В игровой форме развивайте у детей память, читайте детские книги ребенку, а затем вместе обсуждайте прочитанное, вырезайте и раскрашивайте, заучивайте небольшие стишки, потешки, чистоговорки… Минимизируйте нахождение ребенка перед телевизором, с гаджетами в руках, замените электронные игры живым общением!

Третье важное правило – Развивайте интеллект своего ребенка! Уровень развития всех перечисленных познавательных функций высшей нервной деятельности можно определить при помощи специальных психодиагностических методик. Этим занимаются педагоги-психологи.

Важно знать и помнить, что окончательно психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения.  Соблюдая эти правила, Вы поможете своему ребенку значительно легче адаптироваться к школе, почувствовать себя увереннее, создадите для него ситуацию успеха, в которой он может почувствовать себя более спокойно, а значит, поход в школу не будет для него испытанием.