Родительский университет

banner 23IMG_3572

Уважаемые родители! Сегодня мы открываем  школьную страницу, на которой будут выставляться материалы для родительской аудитории.

портрет                        Президент об образовании.

Состояние науки зависит от уровня образования, подчеркнул Нурсултан Назарбаев. «Если мы не будем развивать систему образования, начиная с ее начальной ступени, то мы не добьемся значимых результатов. В данном процессе ключевую роль играет министерство образования и науки, — отметил он.

Совершенствованию системы образования государство уделяет серьезное внимание, подчеркнул глава государства.

«За последние 2 года общий объем финансирования системы образования и науки из бюджета увеличился на 22%, составив более двух триллионов тенге. В сфере дошкольного образования охват детей в возрасте от 3 до 6 лет достиг 95%. В среднем образовании 70% детей охвачены обновленным содержанием образования. С 1 января 2018 года размер должностного оклада более 205 тысяч учителей увеличился на 30%. С 1 сентября 2019 года увеличение заработной платы коснется еще 90 тысяч учителей, — сказал президент Казахстана.

По мнению главы государства, охват детей дошкольным образованием должен достигнуть 100%. Для этого каждый из 55 тысяч воспитателей детских садов в ближайшие три года должен повысить свою квалификацию.

Обновленная школьная программа, которую планируется внедрить к 2021 году, тоже требует повышения качества учебников и серьезной подготовки учителей, считает президент.

«Нужно избавить учеников и родителей от излишней учебной нагрузки. Хочу особо обратить внимание акимов всех регионов на качественное решение проблемных вопросов в школьном образовании на местах. Акиматам необходимо обеспечить комфортные и безопасные условия для развития и обучения школьников, начиная от качества питания в школьных столовых и подвоза детей. Вложения в образование каждого ребенка являются инвестициями в светлое будущее нашей страны, — подчеркнул глава государства.

Президент напомнил о необходимости тщательной проработки законопроекта «О статусе педагога», поручив заложить в него реальные стимулы, направленные на повышение престижа профессии педагога. Кроме того, он поставил задачу расширить взаимодействие с частным сектором на всех ступенях образования, в том числе при определении принципов финансирования школ.

«Необходимо продолжить внедрение подушевого финансирования в школах. Такой подход позволит повысить долю частного капитала в сфере образования. Это — мировой тренд. Нужно также оградить школы от бесчисленных проверок со стороны контролирующих органов, — отметил президент.

Кроме того, права и интересы педагогов, по мнению Нурсултана Назарбаева, тоже должны быть под защитой, а ученикам следует неукоснительно соблюдать правила внутреннего распорядка.

«Ученики должны слушаться и уважать учителей. И родители, и преподаватели должны с обеих сторон наблюдать за ребенком», — сказал глава государства.

Усилия государства, по его словам, направлены на повышение жизненного уровня народа. Благосостояние будет расти, когда люди будут получать качественное образование, иметь востребованные профессии и достойную работу, считает президент.

*   *   *

 «Правила воспитания подростков в семье»

 Здравствуйте, уважаемые родители!

Мы все очень разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что объединяет нас, – это наши дети. Уважаемые папы и мамы! Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом c нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни. Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не слышат и не понимают. А каково детям? Многие трудности семейного воспитания напрямую связаны с неумением родителей войти в мир вещей и взаимоотношений ребенка, в мир детства. Нам очень хочется, чтобы спустя годы наш ребенок сказал нам спасибо за то, что мы, родители, есть на этой земле. Но как дождаться этих слов, как сделать так, чтобы ребенок хотел видеть нас рядом в любом возрасте, в любой ситуации? Как сделать так, чтобы его не тяготила родная семья, чтобы не была она для него «домокловым мечом», уничтожающим радость пребывания дома?

Сегодня мы будем рассуждать о том, насколько мы с вами состоялись как родители, что нам нужно сделать, чтобы профессия быть родителем была в радость и нам, и детям. Итак, тема нашего разговора «Как достичь взаимопонимания с ребенком?»

«Особенности подросткового возраста».

В быстром темпе современной жизни не находится времени, подчас, и настроения, чтобы поговорить по душам, без формальной критики оценить поступки, ситуации и человеческие ценности. Подростки склонны критически оценивать слова и поступки взрослых, в том числе своих родителей. Вот почему взрослым в этот период жизни ребенка тре­буется более критично относиться к себе и своим поступкам. С одной стороны, подросток в этот период стремится к самостоятельности, протестует против мелочной опеки и контроля; с другой — он испытывает тревогу и. опасения, сталкиваясь с новыми для него проблемами и ожидая от родителей помощи и поддержки, не всегда желая в том им признаться.

Вот как об этом основном противоречии подростковой психологии общении сказал В.А.Сухомлинский: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг… Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше
людей видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыд- но и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».

На основе понимания сложности и противоречивости внутреннего мира подростка взрослый и должен строить свои отношения с ним, иначе ребенок будет прислушивался к мнению друзей, строить отношения с друзьями на улице, там, где он может все высказать и его выслушают, и дадут «нужный» совет. Уважение к личности подростка делает нас действительно нужным своему ребенку. К сожалению, некоторые родители представляют это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей. Но быть нужным — это значит и разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали, это значит всегда быть «настроенным на его волну», чутко улавливая малейшие,, но. такие важные перепады его эмоций. Сделайте так, чтобы ответы на свои вопросы ребенок искал у вас, а добиться этого можно лишь в том случае, если ваши волнения и тревоги тоже будут открыты ребенку. Но часто, чтобы научиться понимать и отвечать своим детям, надо научиться проявлять пристальное внимание к своему ребенку, к его проблемам. Но это так трудно! Почему? Да потому, что это требует времени! А его постоянно не хватает. Очень трудно бывает, отодвинув бытовые проблемы, попытаться увидеть новые черты в своем ребенке, заметить, что его волнует и тревожит.

Освоение техники «я-высказывания».

Когда мы общаемся с ребенком, он, естественно, обращает внимание на наши слова, придавая особое значение тому, каким тоном они сказаны. Ведь как раз в тех случаях, когда что-то нас действительно сильно волнует, мы меньше всего способны за собой следить. В такие моменты нам не всегда удается управлять мимикой, жестами, тоном голоса, мы выплескиваем свои эмоции на ребенка. Чаще всего это случается, когда ребенок становится подростком. Ведь именно для подростков характерны эмоциональная неустойчивость, психологические срывы, грубость, нежелание ничего слушать. Я хочу познакомить вас с техникой «я-высказывания». Для этого рассмотрим довольно знакомую ситуацию: при невыполнении некоторых домашних обязанностей от нас, от родителей, можно услышать: «Это просто эгоизм с твоей стороны! Ты совсем перестала что-либо делать по дому!» Это «ты – высказывание». Вот таким «ты-высказыванием» мы сразу создадим барьер в общении с ребенком (не забывайте, что дети в этом возрасте особенно обидчивы и ранимы). “Я-высказывание” – это такой приём, с помощью которого собеседнику (ребенку) сообщается о своих чувствах и переживаниях, а не о нем и его поведении, которое это переживание вызвало. Оно редко вызывает протест. “Я-высказывание” всегда начинается с личных местоимений: “Я”, “мне”, “меня”. Давайте попробуем превратить «ты-высказывание» в «я-высказывание»: «Я последнее время не чувствую от тебя прежней заботы. С чем это связано? Может быть, ты обиделась на что-то?». Давайте потренируемся оформлять свои мысли и чувства в «я-высказывание». Для того чтобы это у нас получилось, необходимо точно определить свое чувство в этой ситуации и указать причину, которая его вызвала.

 «Ты-высказывание» «Я-высказывание»
Почему   все  должна  делать  я? (Обида.) Я чувствую себя такой уставшей. Мне нужна твоя помощь… (Без обиды.)
Ты выполнил свои домашние задания? Меня беспокоит твоя алгебра. Может быть, ты устал в школе, и я могу тебе чем-то помочь?
Разве трудно было придти домой пораньше?! Я так волновалась, пока тебя не было, и мне было обидно, что ты мне не позвонил.
Ты никогда меня не слушаешь! Когда я вижу, что ты меня не слушаешь, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Мне очень важно твое внимание, поэтому, пожалуйста, будь внимателен к тому, что я говорю.
Тебе все равно, что я думаю по этому поводу! Когда я вижу, что тебя не интересует мое мнение, я огорчаюсь. Я надеюсь, что в следующий раз ты прислушаешься к моему совету.
Ты всегда ужасно себя ведешь! В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.
У тебя что, в голове — две извилины? Ты вроде понятливый, а говоришь несуразности.
Ты всегда без спросу берешь мои вещи! Когда с моего стола без спросу берут вещи, мне неприятно. Предварительно спроси меня, можно ли это взять.

 

 

Памятка для родителей №1

Дорогие родители! Пусть эти правила, выверенные жизнью, помогут Вам в воспитании ребенка, в налаживании добрых взаимоотношений с ним, в укреплении Вашего авторитета, взаимного уважения и любви. Это возможно, если в Вашей семье:

  • Доверие – основное правило.
  • Всегда ребенку Вы говорите правду.
  • Стараетесь быть примером для ребенка.
  • Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
  • Советуйтесь с ребенком.
  • Не обманывайте ребенка.
  • Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Не ставьте целью добиться полного послушания с первого слова, дайте возможность убедиться ребенку в чем он прав или не прав.
  • Если ребенку нужна помощь, дела откладывайте на потом.
  • Выход из безвыходного положения – шутка.
  • Телевизор хорошо, а природа лучше.
  • Познание, чтение – радость для всей семьи. Постоянно читайте вслух.
  • Осуждая ребенка за поступок, вспоминайте себя в его возрасте.
  • Знайте друзей своего ребенка и приглашайте их в дом.
  • Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день.

Памятка для родителей № 2

Уважаемые родители! Для того чтобы развить в себе умение быть хорошим отцом или мате­рью, необходимо очень сильно этого хотеть и любить своего ребенка уже только за то, что он у вас есть.

Рекомендации памятки могут быть такими:

– Для того чтобы ваш ребенок вырос здоровым, счастливым и уве­ренным в себе человеком, вы должны ответить на следующий воп­рос: Всегда ли то, что я хочу для него, будет ему хорошо?

– Будьте предельно откровенны с ребенком по всем вопросам его на­стоящего и будущего, не рисуйте ему радужные горизонты, кото­рые могут не оправдаться.

– Сделайте так, чтобы ваш ребенок знал, что вы от него хотите.

–  С самого раннего детства учите вашего ребенка понимать слова: «можно», «нельзя», «надо».

– Помните! Ребенок должен очень рано понимать, что есть вещи, ко­торые категорически нельзя делать, ибо за этим последует обяза­тельное наказание.

— Рассказывайте о себе, своем детстве, своих желаниях и интересах, планах и поступках, о том, что получилось, и что не получилось.

— Говорите о себе правду, не рисуйте себя розовыми красками.

— Развивайте в своем ребенке ответственность за его дела и поступки, не перекладывайте их на чужие плечи.

— Дайте своему ребенку понять, что он вам необходим, что он не обу­за, а радость, как бы трудно материально и морально вам в жизни не было.

 МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛ В.В.ШАЛЛЬ

*   *   *

Японская система образования

Общество и семья Образование в Японии – это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. До 5 лет японцы обращаются с ребенком, «как с королем», с 5 до 15 лет – «как с рабом», а после 15 – «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток – это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам. Разводы – редкость. Статистические данные: за 1996 год говорят, что на 1000 человек в Японии приходится 1,57 разводов. Позднее вступление в брак. Средний возраст вступающих в брак для мужчин составляет 29,7 года, а для женщин – 27,1 года. Сейчас японцы все чаще женятся по взаимной симпатии. Но чаще всего родительский долг явно превалирует над эмоциональными связями. Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей.Мужчина в семье главный. Роль отца – добытчик. Роль матери – воспитание детей. Субординация прослеживается даже в отношениях братьев и сестер. Нет такого слова, как брат или сестра. Есть младший/старший брат и младшая/старшая сестра. У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей. Дом и семья с детства воспринимаются местом психологического комфорта, а мать – олицетворением его.

Дошкольное воспитание Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Первый год ребенок как бы остается частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, ночью кладет спать рядом с собой и дает грудь в любой момент, когда он захочет. Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет. Если с ребенком что-то случается, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Японка не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. Как правило, дети настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. Японцы сторонники раннего развития ребенка. В разном возрасте, воспитание акцентируется на разных проблемах: 1 год: пробуждение уверенности в себе. 2 года: прикладное творчество, ручная работа. 3 года: воспитание обязанностей. 4 года: добро и зло. 5 лет: воспитание лидерских качеств: самостоятельность, умение составлять планы и выполнять их. Мальчики и девочки воспитываются по-разному. В сыне видят будущую опору семьи. Его учат преодолевать трудности. Девочек готовят к домашней работе. Обычно японская мама сидит дома, пока малышу не исполнится три года, после чего его отдают в детский сад. В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется. По всеобщему убеждению, за детьми должна ухаживать мать.В детских садах каждые полгода меняется состав детских групп и воспитателей. Если ребенок плохо начал в одной группе, есть шанс исправить положение в другой.

Особенности системы образования Принятый в Японии принцип “пожизненного найма” дает человеку право только на одну попытку занять достойное место в обществе. Хорошее образование считается гарантией того, что она окажется успешной. Японская система образования как блины печет молодых людей, разбирающихся в математике и технике. В 1994 году 97,5% юношей пошли учиться в колледжи. Около 40% молодых японцев и 20% японок поступили в университеты. Конкурс в самые престижные учебные заведения столь велик, что газеты употребляют выражение “экзаменационный ад”. Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. До недавнего времени в японском языке и в педагогике ставился знак равенства между образованностью и способностями. Сегодня в японской педагогической печати подчеркивается наличие “острой потребности в творческой личности” и необходимости заниматься выявлением одаренных детей в раннем возрасте.

Принципы обучения в школе Для японского учителя все дети равны. Среди них нет слабых и сильных, а есть ленивые и прилежные. Нет специальных программ, как для одаренных, так и для отстающих детей. Нет в школах и “второгодников”. Репетиторские школы (дзюку) помогают “выравниванию” детей. Обычная школа дает знания массово, Дзюку более ориентирована на индивидуальный подход. То, что не понял утром в школе, вечером объяснят в Дзюку.

Принципы воспитания в школе Детей учат избегать прямого соперничества. Победа одного неминуемо может означать “потерю лица” другого. Пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом. Также для этой цели применяют коллективные спортивные игры. В школе должны быть все похожи. 3ачастую стандартизации подлежат не только одежда и школьные принадлежности, но и мысли. Группы детей поочередно проводят уборку своего класса, коридоров, туалетов и школьного двора. Цель – формировать трудолюбие, старание, умение преодолевать себя, подчинять свои чувства интересам коллектива, управлять своими эмоциями. Задача средней школы – воспитание, задача старшей школы – передача знаний для поступления в вуз. Акцент в воспитании делается на уважении к человеку и животным, симпатии и великодушии к другим людям, поиске истины, способности чувствовать прекрасное и возвышенное, обладать самоконтролем, сохранять природу, вносить вклад в развитие общества.

Здоровье детей В Японии в каждом учебном заведении работает целый коллектив медицинских работников: доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья. Особо тщательно разрабатывается меню для детишек. Рассчитывается витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Советы о «вкусной и здоровой пище» даются родителям воспитателями и даже заведующими детских учреждений. Японский метод закаливания заключается в том, что ребенок должен быть максимально приближен к природным условиям выживания, то есть зимой стойко переносить холод, а летом терпеть жару, в целом оправдывает себя. Ребенка приучают к чистоте. Культ чистоты проявляется не только в чистых руках, но и в чистом теле, чистом белье и одежде, чистых волосах и зубах.

Культура, праздники и церемонии В Японии проводится целый ряд праздников для детей, которые позволяют формировать у них чувство сопричастности к традициям своей страны. Сития — «седьмая ночь» или «надзукэ-но иваи» – праздник по случаю выбора имени ребенку. Спустя 100 дней после рождения ребенка впервые несут в храм. Когда ребенку исполняется год, перед ним раскладывают различные предметы (например, счеты, серп, кисточку для письма и т. д.) И по тому, какую вещь он возьмет первой, говорят о его будущем. Третьего марта по всей Японии проходит “хинамацури” – праздник кукол для девочек. В этот день в домах появляются многоярусные подставки красного цвета, на которые выставляются изящные куклы, символизирующие императорскую семью. Пятого мая проводится праздник “кодомо но хи”. В этот день на крышах домов и в садах вывешивается большое количество флагов и знамен, по форме очень похожих на карпа. Их количество зависит от числа проживающих в доме мужчин. Первое апреля – начало учебного года и своеобразная “инициация” на право быть японцем. Недавно в японских школах была введена еще одна замечательная традиция: привлекать старых японцев и японок, чтобы они преподавали детям ручные ремесла. Идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти. Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название «идзимэ» (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»).

Есть мнение, что система образования Японии ориентирована на формирование и воспитание исполнителей, послушных функционеров. Перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить.

*   *   *

Почему икудзи не работает в Казахстане

 

Образование в Японии – это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством.  Образование в Казахстане находится в состоянии многолетнего реформирования и не может претендовать на  понятие культа в японском понимании.
До 5 лет японцы обращаются с ребенком, «как с королем», с 5 до 15 лет – «как с рабом», а после 15 – «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток – это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам.  Мы постоянно обращаемся с детьми или «как с королями», или «как с рабами», но почти никогда «как с равными». Наш пятнадцатилетний подросток – это совсем не взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам. Об обязанностях и правилах, зачастую имеет отдалённое и туманное представление.
Мужчина в семье главный. Роль отца – добытчик. Роль матери – воспитание детей. Ведущая роль в семье и , воспитание детей – вопрос спорный.
Субординация прослеживается даже в отношениях братьев и сестер. Нет такого слова, как брат или сестра. Есть младший/старший брат и младшая/старшая сестра. У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей. Субординация определяется в «боях местного значения», младший всегда пользуется преимуществами перед старшим.
Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет Ребенку ничего не запрещают и это становится системой и после 5 лет, что ведёт ко вседозволенности и отсутствию каких-либо ограничителей в потребностях и желаниях.
Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить со своими детьми эмоциональный контакт. Всё бывает очень по-разному…В случае конфликта, как правило, родители дистанцируются от наказанных детей.
Для японского учителя все дети равны. Среди них нет слабых и сильных, а есть ленивые и прилежные. Для казахстанского учителя все дети равны. Но есть сильные и послабее, есть ленивые и прилежные, есть высоко- и низкомотивированные учащиеся.
В японской  школе должны быть все похожи. 3ачастую стандартизации подлежат не только одежда и школьные принадлежности, но и мысли. В казахстанской школе не приветствуется абсолютная стандартизация.
Группы детей поочередно проводят уборку своего класса, коридоров, туалетов и школьного двора. Цель – формировать трудолюбие, старание, умение преодолевать себя, подчинять свои чувства интересам коллектива, управлять своими эмоциями. Отсутствие систематического коллективного труда в группах, слабая сформированность навыков трудолюбия, стараний, неумение подчинять свои чувства интересам коллектива. Эгоизм, пренебрежение общественными нормами и правилами.
Японский метод закаливания заключается в том, что ребенок должен быть максимально приближен к природным условиям выживания, то есть зимой стойко переносить холод, а летом терпеть жару, в целом оправдывает себя. Казахстанским детям создаются максимально комфортные бытовые условия, ведущие к ослаблению иммунитета и здоровья.
Есть мнение, что система образования Японии ориентирована на формирование и воспитание исполнителей, послушных функционеров. Перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить.  Сегодняшняя казахстанская школа ориентирована на формирование функционально грамотной личности, способной к саморазвитию и самореализации.

Выводы нетрудно сделать самостоятельно: Япония и Казахстан – два разных мира, две культуры, две ментальности с различными жизненными  приоритетами и нравственными ценностями. Калькирование японских воспитательных методов не может дать необходимого результата в нашей повседневной родительской практике.